Что будет после ухода брендов электроинструментов

Ряд иностранных производителей садовой техники и электроинструментов заявили о приостановке поставок и инвестиций в развитие локальных производств. В связи с этим возникает ряд вопросов: насколько плох «санкционный» уход с нашего рынка маститых брендов, производящих культиваторы, газонокосилки, электропилы, дрели, болгарки, шуруповерты и прочие инструменты; не спровоцирует ли он приход на рынок некачественных поделок и как ударит по ценам в дальнейшем. Эксперты отмечают, что в сложившейся ситуации возникают редкие возможности для конкурентоспособности российской садовой техники и электроинструментов. «Известия» разбирались в неоднозначной ситуации на рынке.

К настоящему моменту ряд известных брендов — производителей садовой техники и электроинструментов заявили о приостановке поставок продукции и заблокировали инвестиции в развитии различных профильных проектов. Директор по маркетингу и проектам ООО «Хускварна» (Husqvarna LLC Russia) Константин Казаков сообщил «Известиям», что «отгрузки продукции торговой марки Husqvarna на российский рынок временно приостановлены». «В то же время российское представительство компании Husqvarna продолжает операционную деятельность в России и поставляет имеющуюся на своем российском складе продукцию в адрес дилеров», — сообщил он, добавив, что «планы по уходу с российского рынка у компании отсутствуют». В компаниях Bosch и B&D/DeWALT не захотели комментировать бойкот отечественного рынка со стороны популярных брендов. О приостановке поставок продукции заявили также Stihl и целый ряд других.

В маркетинговом агентстве «Русопрос» объясняют, что приостановка деятельности крупных зарубежных производителей садовой техники и электроинструмента, безусловно, не останется незамеченной потребителем. По разным оценкам, на долю указанных брендов совокупно приходится от 9 до 20% рынка РФ. Выпускаемая ими продукция отличалась высокой стоимостью в рознице в сочетании с высокими потребительскими качествами. После ослабления рубля цены могли бы увеличиться минимум в 1,5–2 раза, что в целом сделает продукцию менее конкурентоспособной. По сути это открывает определенный шанс для российских производителей садовой техники и бытового электроинструмента.

Между тем в осмыслении ситуации «санкционного» ухода европейских и американских брендов с нашего рынка следует обратить внимание на то, что ни одна компания не желает самостоятельно терять позиции, завоеванные ценой огромных усилий и вложений в развитие производств. При этом как официальные заявления, так и различные слухи об уходе продукции тех или иных брендов с отечественного рынка рождаются под влиянием колоссального давления западного политикума на центральные офисы этих компаний. Руководству вопреки желанию приходится нести моральные издержки в масштабе глобальной мировой экономики. Вместе с тем большинство представительств зарубежных компаний в России уверенно заявляют о продолжении своей работы на рынке, несмотря на информацию, размещаемую на официальных сайтах своих головных компаний, как в случае со StanleyBlack&Decker, Husqvarna и Bosch.

— Однако даже если с рыночных полок пропадет продукция этих брендов, отличающаяся высоким уровнем качества и завоевавшая популярность и уважение среди большого числа российских пользователей, в первую очередь профессиональных, то в целом это не сильно повлияет на возможность возникновения дефицита, — рассказал «Известиям» президент Ассоциации торговых компаний и производителей электроинструмента и средств малой механизации (РАТПЭ) Михаил Васильев. — При этом необходимо понимать, что этого скорее не произойдет, так как прогнозируется очень серьезный кризис продаж, сопоставимый с аналогичным, случившемся в 2015–2016 годах, в результате которого объем рынка сократился более чем в два раза.

Рынок электроинструментов и садовой техники в России является очень высококонкурентным. Так, по подсчетам РАТПЭ, в 2021 году только по товарному направлению электроинструмента на отечественном рынке была представлена продукция более 115 марок. Среди них как известные мировые бренды, такие как Bosch, StanleyBlack&Decker De Wolt, Makito, Metabo, Karcher, Einhell и Hikoki, так и небольшие малоизвестные торговые марки, которые выпускаются на заводах в Китае по заказу российских компаний, занимающихся оптовой торговлей в отдельных регионах нашей страны.

В целом в прошедшем 2021 году объем рынка электроинструментов составил 20 559 000 единиц и вырос на 10%. Лишь 6 511 000 шт., или 31,7%, пришлось на продукцию брендов известных мировых производителей. В то время как 7 326 000 шт., или 35,6%, составила продукция 15 торговых марок, в том числе таких брендов, как «Вихрь», «Интерскол», «Зубр» и PIT. Они входят в десятку лидеров по объемам продаж на рынке. Собственниками этих марок является отечественный бизнес, однако сама продукция производится преимущественно на предприятиях в КНР.

На отечественном рынке садовой техники конкуренция за истекший период оказалась еще выше. Там реализовывалась продукция более 130 марок, а общий объем продаж составил 8 512 000 шт., что на 45% выше аналогичного показателя предыдущего периода. Как и в случае с электроинструментальным направлением доля продукции известных мировых брендов, таких как Stihl, Champion, Karcher, Greenworks, Bosch, Makita, StanleyBlack&Decker, Husqvarna, Gardena и AL-KO, фактически совпала, составив 31,9%, или 2 718 000 шт. Аналогично и в отношении продукции шести торговых марок, собственность которых принадлежит отечественному бизнесу: их доля составила 34,3%, или 2 919 000 шт. При этом три из них — Huter, Patriot, «Пapмa/Carver» — формируют пятерку лидеров наряду со Stihl и Champion, занимая соответственно 1-е, 3-е и 5-е места по объемам ввезенной продукции.

— Плюсы продукции совместных предприятий — это доступная цена, низкая энергоемкость (если не ниже, чем у западных, то лучшая адаптированность к перепадам в наших электросетях), неприхотливость, низкие вибрационные характеристики, достаточно высокая точность инструмента, долговечность (не хуже западных), простота конструкции, ремонтопригодность, доступность технической информации (подробные инструкции), — объясняет директор ООО «Стратоплюс» Михаил Ильин. — Минусы: проблемы сборки, больший процент заводского брака, эргономика, большие размеры и вес, шумность российских аналогов, меньшие функциональность по сравнению с западным инструментом и универсальность, ну и, конечно, очень неразвитая дилерская сеть.

Эксперты «Технорейтинга» считают, что все крупные бренды сейчас уходят или собираются уйти скорее «на волне хайпа и паники, да и часть заявлений люди просто неправильно толкуют». Многие из них останавливают маркетинговые вложения или развитие новых направлений, другие ждут когда стабилизируется курс и решится вопрос с логистикой, так что рано пока делать окончательные выводы о том, останутся все эти компании на нашем рынке или нет.

Главный редактор специализированных изданий «Инструменты» и GardenTools Андрей Зборовский отмечает, что в настоящий момент даже те западные компании, которые громко заявили по официальным каналам о своем уходе, в большинстве своем имеют в России склады, наполненные товарами под завязку.

— Все ведь ожидали существенного роста продаж, связанного с окончанием пандемии, — заметил он.

Санкционный уход американцев и европейцев привел, с одной стороны, к росту цен в сегменте, а также вызвал возможности для продвижения на рынок отечественных аналогов. Их достаточно много: «Интерскол», «Байкал», «Патриот», ПНППК, Конаковский завод механизированного инструмента, «ЛЕПСЕ», Саратовский электротехнический завод, ООО «Завод электропил «Инкар-Парма», есть также и китайско-российские предприятия: «Калибр», «Зубр», «Прогресс-Инструмент», «Энергомаш», «Диолд», «Ресурс», «Энкор», «Ставр», «Град-М» и др.

— Мы считаем уход не только не плох, но и хорош, если говорить о развитии импортозамещения, — говорит Михаил Ильин. — Инженерных разработок в нашей стране по инструменту выше крыши. Патентов одних, только посмотрите, сколько. Другое дело, что наши вечные проблемы — это изготовление опытного образца и самая большая проблема — налаживание серийного выпуска.

Преимущество ухода зарубежных брендов заключается в том, что появляются хорошие возможности заменить их отечественной продукцией и быть менее зависимыми от импорта, подчеркивает доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Аяз Алиев. Но для этого со стороны государства необходима большая программа поддержки своих производителей как с точки зрения льготного финансирования, так и доступа к рынку, указывает экономист.

В ближайшее время на внутреннем рынке ушедшие бренды придется срочно заменять поставками из Китая, объяснили «Известиям» участники рынка. Что, впрочем, неудивительно, так как эти процессы уже отлажены, а китайских брендов на нашем рынке предостаточно. Конкурентоспособность отечественного электроинструмента по сравнению с китайским в чем-то сопоставима, но цена у наших будет, скорее всего, выше, допускают эксперты рынка электроинструмента и средств малой механизации. По их оценке, в России на хорошем уровне поставлено производство мотоблоков и культиваторов. Нюанс в том, что вся эта техника зачастую комплектуется импортными двигателями, как правило, китайскими. Сейчас заметно уменьшится доля российских мотоблоков с американскими (Briggs & Stratton Vanguard) и японскими («Хонда») двигателями.

По предположению опрошенных «Известиями» экспертов, спрос на внутреннем рынке может в скором времени резко увеличиться и нашим производителям будет непросто переварить эти объемы (то есть экспортный выплеск если будет, то будет минимальным). В любом случае санкционный режим экономики знатоки рынка называют полезным для развития собственного производства. Понятно, что это огромная работа и вливания, да и инженерная школа у нас пока к этому не совсем готова, чтобы начать реально что-то разрабатывать. Поэтому как скоро мы будем готовы к производству собственной техники — работа непростой перспективы.

— Ушедшие западные и американские инструментальные компании занимали порядка 30% отечественного рынка, а потому масштабным бедствием уход этих марок не станет. Тем более что часть продукции была представлена устаревшими моделями, работающими на никель-кадмиевых аккумуляторах, — убежден президент национальной Ассоциации инвесторов Максим Оводков. — У нас есть свои отечественные аналоги, российские марки (или совместные), которые уже популярны как в России, так и странах СНГ, — это «Диолд», «Зубр», «Калибр», «Ставр» и др. До последних санкций доля отечественного инструментария составляла 20% — резкое сокращение доли российских производителей с 60% произошло 12 лет тому назад, в 2010 году. Теперь у наших производителей появилась реальная возможность увеличить ее.

Сейчас, по его мнению, открылось настоящее окно возможностей: помимо освобождающихся ниш в России, высокий уровень спроса на электроинструмент демонстрирует Азиатско-Тихоокеанский регион. Быстро и стабильно растущие экономики региона с высокими темпами строительства и производства предъявляют повышенный спрос на электроинструмент, в частности.

Несмотря на то что уход мировых брендов поспособствует на первый взгляд развитию отечественного производства — главная проблема заключается в отсутствии понятных «правил игры», отметили в маркетинговом агентстве «Русопрос». Когда говорят про высокотехнологичные производства, то речь всегда идет про огромные инвестиции. Таким инвесторам необходимо понимать, что будет не сегодня завтра, а через 3—5—10 лет. Сейчас этого никто сказать не может, не может дать гарантии, что через 2–3 месяца все ушедшие бренды не вернутся на отечественный рынок.

По мнению Михаила Васильева, в создавшихся сложных экономических условиях на фоне огромного санкционного давления со стороны стран «коллективного Запада» целесообразно было бы существенно снизить или вообще отказаться от таможенных пошлин на ввоз на территорию страны комплектующих для организации производства.

По мнению экспертов, поддержание наших производств садовой техники и электроинструмента в сложившихся условиях было бы наиболее эффективно через государственно-частное партнерство (ГЧП), синергию частных и государственных инвестиций. Как пример, судьба «Интерскола», созданного на базе советского института по электро- и виброинструменту. Компания стала одной из самых быстрорастущих и высокотехнологичных в России, заняв первое место по количеству продаваемого в стране электроинструмента. Объем производства и продаж составлял 2 млн единиц в год. Как считают специалисты, если бы производство реализовывалось в формате ГЧП, процедуру банкротства предприятия, которая началась три года тому назад, вряд ли бы допустили.

В ближайшее время производителям из стран Таможенного союза вряд ли удастся в полной мере и в краткосрочной перспективе компенсировать уход иностранных брендов по части качества и объемов продаж. Однако определенное вовлечение клиентов ушедших брендов ожидать безусловно можно.

— Конечно, сейчас будут проблемы из-за перебоев в логистике, продукция по новым повышенным ценам пойдет в Россию из Китая, — говорит исполнительный директор DRGroup Илья Ломакин. — Это будет или тот же Bosch под собственным брендом (параллельный импорт), или продукция под китайским брендом с того же завода, где условный Bosch размещает свое производство. Ну и, конечно, условный «Интерскол» увеличит поставки со своих заводов в Китае, возможно, что-то даже и в России будут производить (учитывая сильную девальвацию рубля, к этому может возникнуть интерес).

Профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финуниверситета при правительстве РФ Наталья Красюкова напоминает также, что в течение последних 7–8 лет в России идут процессы, нацеленные на увеличение доли товаров из российского сырья, это снизит риск производства техники и оборудования в нынешних условиях, но себестоимость его повысится, так как имеется прямая зависимость от курса рубля.

Одновременно с этим возможен и удар по спросу. По словам Красюковой, сложность, связанная со снижением покупательской способности в период кризиса, связана с тем, что рассматриваемый сегмент очень специфичен, основные покупатели, так называемые любители, их примерно 85%, и только 15% — «профессионалы», оценивает она. В кризисный период, для которого характерно снижение доходов, «любители» в меньшей степени будут тратить деньги на хобби.

И помимо всего прочего, уход популярных брендов имеет и еще одну отрицательную сторону, считают некоторые эксперты. Заключается она в том, что, по мнению гендиректора МГБТЭ (Московского городского бюро товарных экспертиз) Ольги Глусовой, россияне будут встречать на рынке в том числе и некачественные поделки. В крупных сбытовых сетях «220вольт», «Кувалда» и «Всеинструменты» на запрос редакции не стали отвечать.

Михаил Ильин полагает, что с целью стабилизации ситуации на рынке садовой техники и электроинструментов государству сейчас необходимо принять ряд решительных мер. Прежде всего национализировать имущество ушедших с рынка компаний, принять закон о запрещении «возврата» на рынок в течение 10–30 лет, решиться на мощную поддержку реальных производителей (через кредитование и развитие инфраструктуры), поддержать НИОКР, стимулировать покупки отечественного инструмента через освобождение предприятий от части социальной нагрузки (снижение налогов и социальных и пенсионных отчислений), отменить НДС или снизить его.

В Минпромторге не смогли пояснить «Известиям», какие шансы на импортозамещение надо сейчас использовать нашему бизнесу и как государство должно при этом подготовить новых производителей и экспортеров.